Картографическая продукция

Товары в корзине

 x 
Корзина пуста

Картмаг – специализированный интернет магазин:

- Самый большой выбор картографической продукции;

- Продаем только качественную продукцию ведущих производителей (тиражированные карты составленные профессиональными картографами);

- Квалифицированная консультация;

- Удобные условия оплаты и доставки

 

ТУРИСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Туристическая карта в наши дни получила широкое рас­пространение и во всем мире расценивается как одно из важных направлений картографического производства. Вопросы тури­стской картографии рассматриваются на конференциях Между­народной картографической ассоциации, организуются между­народные выставки туристских карт.

Много внимания туристской картографии уделяется и в Со­ветском Союзе. Ее проблемам посвящаются специальные кон­ференции и заседания коллегии ГУГК, они рассмат­ривают на заседаниях Отделения картографии Московского филиала Географического общества СССР, проводятся конкурсы  лучшая туристская карта .

Место туристическая карта в системе картографической промышленности различных стран разное. В СССР единствен­ным издателем туристских карт и схем выступает Главное уп­равление геодезии картографии при Cовете Министров СССР, которое только в 1974 г. выпустило 10,5 млн. экземпля­ров туристских схем, а всего на период с 1956 по 1974 г. изда­ло их свыше 50 млн. экземпляров. В других социали­стических странах выпуском туристских карт занимаются круп­нейшие государственные картографические предприятия, а в капиталистических странах основными издателями туристских карт выступают крупные частные фирмы, многие из которых монополями, имеющими никако­го отношения к картографии. Некоторую часть продукции выпускают различные клубы и общества: Итальянский туристский клуб, Альпийское общество Ав­стрии, Нидерландский союз велосипедистов, Аппалачский туристский клуб (ЛИЛ).

Многообразие форм туризма (пешеходный и с использова­нием транспортных средств, спортивный и экскурсионный, лет­ний и зимний, внутренний и международный и т. д.) обуслови­ло значительные различия туристских карт по территориально­му охвату и масштабам, а главное — по содержанию.

По территориальному охвату можно выделить планы горо­дов, карты отдельных туристских и курортных районов, окрест­ностей туристских баз, зон отдыха городов, карты и схемы ту­ристских маршрутов, обзорные карты значительных но площа­ди территорий. Соответственно и масштабы этих карт колеб­лются в пределах от 1 : 10 000 до 1 : 500 000, а иногда и мельче.

Хотя появление первых специальных туристских карт неко­торые авторы относят к началу XVI в., в отдельных стра­нах до сих пор считается возможным удовлетворить потреб­ности туристов обычными топографическими картами, иногда с внесением в их содержание некоторых дополнительных данных. Примером подобного подхода могут служить карты Австралии, Великобритании, ФРГ, Швейцарии. Не случайно именно эти страны, а также Египет и Уганда на международной выставке туристских карт ограничились демонстрацией лишь топографи­ческих карт [П]. На основе некоторых стандартных топогра­фических карт (английской м. 1 : 63 360, карт м. 1 : 100 000 Ав­стрии, м. 1 : 50 000 и 1 : 100 000 ФРГ) издаются туристские ва­рианты, отличающиеся обычно большей красочностью и вклю­чением дополнительной туристской информации.

Но как показывает реакция потребителей карт, подобные половинчатые решения не всегда оказываются вполне успешны­ми. И это понятно — туристу не нужны многие сведения, имеющиеся на топографических картах, но в то же время не­обходим ряд дополнительных данных о природных истори­ческих достопримечательностях, о гостиницах, ресторанах, ме­дицинских учреждениях, пунктах обслуживания автомобилей и других объектах бытового, технического и культурного харак­тера. Степень удаления от топографической карты—основы за­висит, прежде всего, от назначения туристской карты, которое определяет E. M. Поспелов н масштаб, и территориальный охват, и подробность географической основы, и объем туристской нагрузки.


Например, издаваемые в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше и Чехословакии туристские карты в м. 1:25 000-1:150 000, охватывающие сравнительно небольшие территории горные массивы, заповедники, окрестности городов, — по содержанию и оформлению близки к картам топографическим. Отступления касаются, главным образом, изображения рельефа — горизон­тали зачастую дополняются отмывкой, а иногда и гипсометри­ческой раскраской; в некоторых случаях ограничиваются одной отмывкой, без показа горизонталей.

Следует подчеркнуть, что вопрос о способах представления географической основы туристских карт весьма дискуссионен, причем в литературе можно встретить прямо противоположные высказывания. Так, если исходить из положения, что основное назначение туристской карты — помогать ориентироваться на местности, то ее содержание следует передавать с точностью и в условных знаках карт топографических . о в то же вре­мя, в целях повышения наглядности и художественности карт считается возможным сочетать геометрически точное картогра­фическое изображение с картинным изображением отдельных объемов и с применением различных видов пространственной перспективы. Наконец, возможно изготовление чисто худо­жественных схем, дающих живописное представление о ланд­шафте путем сочетания элементов картинного изображения с высоты птичьего полета, обычного картографического изобра­жения и украшающих карту рисунков. В практике исполь­зуется каждое из этих решений.

В качестве основы для составления туристских карт может использоваться фотокарта соответствующего масштаба. Учитывая известные преимущества фотокарт перед топографи­ческими картами в отношении быстроты ориентирования, а также меньшие требования к точности туристских карт, этот вариант, безусловно, заслуживает внимания.

Обязательный элемент содержания туристских карт — туристская информация, включающая в общем виде сведения об объектах обслуживания туризма и транспортных средствах, исторических и природных достопримечательностях. Объем этой информации определяется назначением карты. Поэтому можно считать правомерным отнесение к числу туристских таких карт, как карта исторических, археологических и культурных памят­ников. В этом случае их возможно рассматривать как ана­литические туристские карты, а туристскую карту со всеми ком­понентами специальной нагрузки как карту комплексную.

Существенен вопрос о методике сбора информации, пред­ставляющей интерес для туриста. Некоторые сведения (условия обслуживания, исторические объекты) могут получаться путем запросов или по литературным источникам. Для выявле­ния природных объектов (точек наилучшего обзора, живопис­ных мест) используются аэроснимки, по картам строятся про­фили и поля видимости, производится геоморфологическая и ландшафтная съемка.

В методическом отношении интересно выявление требований к картам национальных парков, предпринятое в Канаде. Проведенный с этой целью одновременный выборочный опрос 673 посетителей парка Уотертоп (провинция Альберта), кото­рым была предъявлена анкета из 30 вопросов, позволил разра­ботать рекомендации по масштабу, содержанию, способам изо­бражения, дополнительным данным, указателю географических названий и текстовым описаниям. Па основе /тих рекомендаций выпущена однокрасочная карта парка в м. I : 50 000 с подроб­ной туристской информацией. Рельеф изображен горизонталя­ми с сечением 100 футов. Па врезной карте в м. 1 : 10 000 пока­зана центральная часть парка с указанием гостиниц, мотелей, кемпингов, станций обслуживания, бассейнов, теннисных кор­тов, почты и т. п. На обороте карты помешены мелкомасштаб­ная карта поясной растительности, карты мест обитания млеко­питающих, панорамы живописных видов, схема проходимости троп. В указатель включены названия главных вершин, хреб­тов, перевалов, мест живописных обзоров.

Для изображения туристской нагрузки применяются геоме­трические фигуры, стилизованные значки и натуралистические рисунки (фигурки туристов, лыжников, палатки, домики, фи­гурки животных). Оборот карт, как правило, используется или для помещения карты той же территории, но в другом масшта­бе, или для текстовой справки и иллюстраций. В продажу кар­ты обычно поступают в сфальцованном виде, зачастую в ярких красочных обложках. Наиболее массовым видом картографической продукции туристского назначения в СССР являются туристские схемы. Они создаются в большинстве случаев на маршруты всесоюз­ного или местного значения, а также на обширные области (Урал, Архангельская и Вологодская области, Азербайджан­ская ССР). Маршрутные схемы обычно содержат изображение полосы местности вдоль маршрута, включающее ориентиры и достопримечательности. На остальной площади листа разме­щаются фотографии достопримечательностей, видовые иллюст­рации, текстовые справки, что позволяет использовать схемы в качестве краткого путеводителя по маршруту. Также исполь­зуются и свободные места обзорных схем.

Маршрутные и обзорные схемы отвечают интересам органи­зованных туристов, следующих по стандартным маршрутам или находящихся на турбазах, но потребности самодеятельных туристов как в отношении подробности изображения местности, так и в объеме туристской информации (места получения ноч­лега, питания, медицинской помощи и т. п.) удовлетворяют не в полной мере.

Туристские схемы, как один из наиболее массовых видов картографической продукции, представляют собой важное средство идеологического воспитания трудящихся. В качестве примера удачного использования пропагандистских возмож­ностей, открываемых сочетанием картографического изображе­ния с текстом и иллюстрациями, могут быть названы схемы «По ленинским местам Сибири» и «Академгородок. Ново­сибирский научный центр».


В связи с развитием туризма в СССР первостепенное значе­ние приобрела проблема охраны природы, особенно в местах массового туризма. Поэтому особенно важен показ па ту­ристских схемах границ заповедников, заказников и запретных для охоты зон, а в сопровождающих их текстах — информации о целях создания заповедников и заказников и о правилах по­ведения па их территории. Игнорирование этого требования, как было допущено на схеме «Теберда-Домбай» изд. 1966 г., приводило к многочисленным нарушениям заповедного режима но незнанию.

11з карт, предназначенных для обеспечения отдельных ви­дов туризма, особенно популярны карты для автомобильного туризма, пользующиеся во всем мире исключительно широким распространением. В СССР для этой цели служит серия атла­сов, которая включает «Атлас автомобильных дорог СССР» и атласы автомобильных дорог Прибалтики, Центра Европейской части СССР, Украины и Молдавии, Черноморского побережья и Кавказа, Казахстана и Средней Азии, а также альбом «Авто­мобильные маршруты. Европейская часть».

Для изображения дорог в этих атласах применена класси­фикация, принятая дорожными органами страны, в соответст­вии с которой они подразделяются на 4 категории: общегосу­дарственного значения, республиканского, краевого и област­ного и прочие. Приводятся схемы проездов по крупным горо­дам, показываются пункты обслуживания автотуристов. В ре­гиональных атласах на схемах городов показываются музеи, выставки, памятники и другие достопримечательности, рестора­ны и гостиницы. При переизданиях, которые происходят доста­точно часто, атласы постоянно совершенствуются, их содержа­ние обновляется.

Масштабы дорожных карт и атласов за рубежом в большин­стве случаев лежат в пределах 1:200 000—1:800 000; многие атласы содержат также крупномасштабные планы городов и текстовую туристскую информацию.

В ряде капиталистических стран издание карт автомобильных дорог финансируется нефтяными компаниями. Особенно характерны в этом отношении США, где до последнего времени эти карты ежегодно выпускались в сотнях миллионов экземпляров и бесплатно распространялись на бензозаправочных станциях как средство рекламы. Эти карты хорошо удовлетворяют потребности автомобилистов в информации о дороге, — покрытии, ширине, направлении, расстояниях, но никак не характеризуют местность, по которой проходит дорога. Внешний
вид настолько однообразен, что пустынный ландшафт Нью-Мексико неотличим, например, от гор Калифорнии. А ведь эти карты являются в США основными туристскими картами!.
Заметим, что с наступлением энергетического кризиса в США обнаружились изменения в характере внутреннего туризма сокращение дальних автомобильных путешествий, развитие велотуризма, местных экскурсий. В этих условиях вместо безликих автомобильных туристские карты, дающие в художественной форме наглядное представление о местности, ее природных и исторических достопримечатель­ностях. шиыство считает более удобными, чем атласы. Наконец, отме­тим создание экспериментальной дорожной карты Великобри­тании в масштабе 1 : 625 ООО, на которой дороги подразделены на 4 категории согласно допустимой предельной скорости дви­жения, а вместо расстояний между городами указано время поездки.

Водный туризм получил значительное развитие после второй мировой войны. При плавании на малых прогулочных судах по внутренним водным путям и в прибрежных морских водах обыч­ные морские навигационные карты оказываются мало пригод­ными, что обусловило в ряде стран издание для этой цели спе­циальных навигационных карт. Наибольшее распространение карты для водного туризма получили в Канаде, США и Нидер­ландах.

В Канаде изготовлением таких карт занимается Гидрогра­фическая служба. Они издаются в виде атласов, отдельных листов или длинных лент, сложенных гармошкой; на обложке помещается легенда и общая навигационная информация. Пере­издаются карты через каждые 2—3 года. В США подоб­ные карты выпускает Съемка Озер, а также компания «Ранд Мак Нелли». Кроме того, там издаются частными компаниями или организациями штатов атласы—путеводители для участни­ков морских круизов вдоль побережий США. Нидерландский союз велосипедистов для обеспечения туристской навигации по внутренним и прибрежным водам издал за последние годы свыше 100 листов карт в масштабах от 1 : 10 000 до 1 : 50 000, а также четырехлистную карту масштаба 1:300 000 на при­брежные воды Бельгии и северо-западной Франции. Морские парусные и моторные яхты обеспечиваются навигационными картами, издаваемыми гидрографической службой страны [26, 52].

В Нидерландах Картографический отдел Географического института Утрехтского университета начал разработку серии карт и атласов для воздушного туризма. Предполагается, что в отличие от схем, выпускаемых авиационными компаниями, эти карты будут не только сообщать информацию о местах по­садок, но и позволят определить местонахождение самолета во время полета. Масштабы карт 1 : 6 000 000—1 : 8 000 000, каж­дый лист должен охватывать территорию, пролетаемую не ме­нее чем за один час пути. На картах предполагается показать рельеф с помощью отмывки, а также города, автострады, шос­се, железные дороги, гидрографию и растительный покров. Цве­товое оформление разрабатывается близким естественному с учетом высоты полета.


11з других видов туристских карт отметим рельефные карты, изготавливаемые в Польше и Чехословакии, а так­же рекламные издания. Как правило, туристская реклама со­провождается разнообразными «картоподобными изображениями» в виде картосхем и панорам. Основные требования к ним заключаются в максимальной генерализации содержания, помещении рекламируемого объекта на первом плане, нагляд­ности и яркости оформления .

Задачи по дальнейшему развитию туристской картографии в каждой стране свои, но общей для всех стран задачей является унификация условных обозначений. Первый этап решения этой задачи — унификация на нацио­нальном уровне, которую следует выполнять с учетом необхо­димости в последующем и второго этапа — международной унификации. Начало международной унификации условных знаков туристских карт было положено социалистическими странами в ходе состоявшихся по этому вопросу консультаций. Для облегчения международной договоренности предлагается принять на первом этапе унификации 20—30 значковых и бук­венных обозначений, используемых в дорожных знаках, транс­портных расписаниях и т. п. Надо полагать, что разработка плана мероприятий по унификации условных знаков туристских карт должна привлечь внимание Международной картографи­ческой ассоциации.

 

 
| | | |
style=