0
0
0

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРА-ТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРА-ТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ

С.Е.Лагодина

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ

 

Административный район в иерархии системы территориального управления (государство – местные органы управления) практически находится на нижнем уровне (самую низкую ступень занимают поселковые, сельские советы), и является целостным, самостоятельным в административно-правовом отношении образованием. Экономико-социальное развитие района определяется как географическим положением, клима­ти­ческими условиями, природно-ресурсным потенциалом, так и производственно-техно­ло­гической и социально-демографической структурой района.

Именно на уровне района принимаются основные решения по изменению структуры и функционирования природно-хозяйственных территориальных систем (выбор, изъятие, приватизация и представления земель; управление транспортными, телекоммуникационными сетями и инфраструктурой района; учет и организация использования лесных, водных, земельных ресурсов и др.)

Анализ, проведенный в рамках работы по инвентаризации информационно-кадастровой деятельности Бахчисарайской государственной районной администрации [4], показал, что более 30% задач по управлению территорией района требуют картографической визуализации и использования современных географических информационных технологий. Это следующие типы задач:

-        кадастр инженерных коммуникаций;

-        кадастр природных ресурсов;

-        земельный кадастр;

-        градостроительный кадастр;

-        прогноз чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера;

-        управление объектами недвижимости и т.д.

Картографическое обеспечение системы управления административным районом состоит из двух основных информационных базисов: 1) топогеодезическая основа масштабов
1:100 000, 1:50 000 (для района в целом) и 1:25 000, 1:10 000 (для внутри­хо­зяйственных объектов); 2) тематические карты, для решения отраслевых задач по управлению территорией.

Топографические карты являются исходным базовым элементом для создания тематических карт и имеют следующие функциональные назначения [5]:

-        детальное изучение и оценка местности;

-         ориентирование на местности;

-         выполнение проектно-изыскательских работ;

-        обеспечение строительства и реконструкция населенных пунктов, промыш­лен­ное, гидроэнергетическое и дорожное строительство;

-        выбор трасс и прокладка трубопроводов, линий связи и электропередачи;

-        крупномасштабная геологическая съемка и поисково-разведочные работы;

-        проектирование мелиоративных систем;

-        землеустройство и лесоустройство;

-        определение координат объектов.

 Создаются они комбинированным методом по материалам аэрофотосъемки, дальнейшей наземной съемкой и полевым дешифрированием.

Анализ топогеодезической обеспеченности [3] показывает, что для городов, ПГТ, сел и поселков она достаточно высока. Однако подавляющее большинство планов (около 90%) масштабов 1:2 000 – 1:10 000 с точки зрения существующих нормативных требований устарело. Слабо обеспечены топографическими картами территории посел­ковых и сельских советов, и также территории районов в целом. Данная ситуация отрицательно сказывается на ходе проведения земельной реформы, так как при реорганизации сельскохозяйственных предприятий необходимы актуальные планово-картографические материалы.

В зависимости от управленческих задач тематические карты можно разделить на карты для:

-        землеустройства и землепользования;

-        градостроительных задач;

-        мелиоративного природопользования и управления водными ресурсами;

-        сельскохозяйственных целей;

-        организации и развития лесного хозяйства.

Землеустройство и землепользование

Районный отдел земельных ресурсов, осуществляя на своей территории управ­ле­ние земельными ресурсами, использует следующие земельно-кадастровые материалы:

-        планы установления на местности границ административно-территориальных образований, землевладений и землепользований;

-        схемы землеустройства, схемы технико-экономических обоснований использо­вания и охраны земель;

-        схемы обоснования установления границ территорий с особыми природоох­ран­ными, рекреационными и заповедными режимами;

-        проекты отведения земельных участков;

-        планы установления в натуре (на местности) границ земельных участков;

-        проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обосно­вание севооборотов, упорядочение угодий, а также разработку мероприятий по охране земель;

-        данные проведения почвенных, геоботанических исследований и др.

Градостроительство

Градостроительные задачи для уровня административного района решаются на схемах и планах районной планировки, являющихся документами стратегического планирования развития территории района. Районные органы архитектуры и градостроительства для реализации своих функций также используют дежурные планы населенных пунктов, архитектурные паспорта зданий и сооружений, правила застройки населенных пунктов, плановые материалы обоснований по размещению объектов архитектуры.

Мелиоративное природопользование и управление водными ресурсами

Задачи управления водными ресурсами требуют достаточно большого количества разномасштабного картматериала: карты средних многолетних стоков и внутрегодовых распределений, карты гидрографической сети, карты устойчивости к мелиоративным нагрузкам, прогнозные карты, карты норм воздействия на геосистемы, ландшафтно-экологические карты обоснования мелиоративного природопользования, карты расположения объектов водохозяйственного комплекса и др.

Группа карт для сельскохозяйственных задач включает в себя не только карты агропроизводственных групп почв, планов землеустройств сельхозпредприятий, ландшафт­ные карты, но и многочисленные карты из смежных отраслей: схемы проти­воэрозионных мероприятий, проекты водоохранных зон и мелиорации, водохо­зяйствен­ные схемы и т.д.

Разработка проектов организации и развития лесного хозяйства предусмат­ри­вает создание планов лесонасаждений лесничеств с поквартальными ведомостями подсчетов площадей и общих запасов, а также с таксационным описанием лесо­хо­зяйственных выделов; планов противопожарных мероприятий и т.д.

Анализ спектра картографических материалов, используемых в решении задач по управлению территорией административного района, позволяет сделать вывод не только о необходимости приведения всех данных к единой информационной основе, но и о необходимости выделения и классификации таких территориальных единиц, комбинация которых позволила бы решать управленческие задачи в зависимости от их типа.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, стремительным ростом средств и возможностей современных информационных технологий (мощные программные продукты по обработке и пространственному анализу данных космических и наземных измерений, глобальные мировые сети, средства мультимедиа и т.д.); новыми спосо­бами и возможностями получения актуализированной картографической информации (данные дистанционного зондирования, космические снимки, данные GPS-приемников и др.).

С другой стороны, с децентрализацией управления и последовательным обре­те­нием регионами самостоятельности, чему способствовало принятие Конституции Украины, Законов Украины “О местных государственных администрациях” и “О местном самоуправлении”, существенное изменение претерпели и функции органов власти на уровне района. В советский период координационная и реже управляющая (организация использования) функция руководящих органов административных районов касалась лишь некоторых и в основном обеспечивающих частей функциони­рования и развития экономики (трудовые ресурсы, социально-культурное строительст­во, обслуживание населения). Вопросы же распределения материальных и финансовых благ, кооперации производства продукции между отраслями народного хозяйства находилось в компетенции центральных органов.

Сегодня вопросы социально-экономического развития, бюджета и финансов, управ­ления имуществом, приватизации, реструктуризации сельскохозяйственного производства, управления природно-ресурсным потенциалом территории и другие относятся к компетенции райгосадминистрации. Все это заставляет местное руко­водство искать новые способы и средства управления территорией.

На эти факторы накладывается проблема дублирования работ при создании исходного картографического материала (каждое ведомство стремится иметь свой картматериал) и слабая межведомственная интеграция уже полученных данных.

С нашей точки зрения, одним из путей решения поставленной проблемы может быть создание картографической мозаики природно-хозяйственных территориальных систем, покрывающих всю территорию района и организационно поддерживаемых пространственной природно-хозяйственной базой данных, функционирующей на основе геоинформационных систем.

Концепция природно-хозяйственных территориальных систем (ПХТС) предло­жена
Г.И. Швебсом. По его мнению, главные признаки ПТХС “определяются исходной структурой природно-территориальных комплексов и типов функционирования вновь созданных хозяйственных объектов (техногенной сферы)” [6]. ПХТС рассматриваются им как операционные единицы управления территорией, “как форма существования географической среды в ее целостности и конкретности, которая представлена специ­фическим составом, территориальной организацией и способом обмена веществ”. В число основных принципов выделения ПХТС кроме морфологического, генетического и динамического” включается “управленческий, направленный на оптимизацию природопользования с целью получения максималь­ного экономического и экологи­ческого эффектов…”. Именно в ПХТС происходит формирование “потоков и энергии хозяйственного “происхождения”, которые по своей интенсивности сопоста­вимы с естественным фоном”.

Для локального уровня Швебс выделяет следующие единицы – природо-хозяйственный контур (ПХ-контур) как элементарную часть системы, примерно однородную по естественному строению, технологии использования ресурсов и природно-хозяйственному функциониро–ванию, и природно-хозяйственный массив (ПХ-массив) как примерно однородную группу ПХ контуров, образующих техно­ло­гически единую систему в пределах урочищ, близких по строению и функциони­ро­ванию. Примеры ПХ-контура – земельный участок, лесохозяйствен–ный квартал, ороша­емое поле и т.д. Примеры ПХ-массива – поле севооборота, орошаемый массив, лесо­хо­зяйственное урочище и т.д.

 Выделение ПХТС выполняется на основе двух системообразующих факторов: ландшафтной организации территории и функциональном типе ее использования. Так, на примере сельскохозяйственного предприятия Чистенского поссовета Симфе­ро­польского района была получена сетка элементарных операционных территориальных единиц (ОТЕ) – элементарных частей однородных в генетическом, морфологическом и динамическом строении (урочищ) и элементарных типов использования территории (земельных участков, полей, контуров застройки населенного пункта) и т.д.

Опыт выделения подобных ОТЕ получен и для территории Бахчисарайского района
(рис. 1). Здесь необходимо отметить, что ОТЕ имеют такую особенность, как иерархи­ческий характер организации, выражающийся в наличии пространственно-временных уровней
с учетом ведомственной организации информации и адми­нистра­тив­но-территориального устройства. Так, на территории сельхоз­пред­прия­тия выде­ляется микролокальный уровень, а на территории района – локальный, что соответ­ствует ПХ-контуру и ПХ-массиву.

1. Карпенко С.А. представляет процедуру выделения ОТЕ через ряд последователь­ных этапов [1]:

В пределах административного района выделяются полностью покрывающие ее территорию различные типы локальных природно-хозяйственных территориальных систем, вычленяемых на основе:

-        приуроченности к элементарным природно-хозяйственным контурам, пред­став­ляющим функционально целостные и самодостаточные ячейки типов исполь­зо­ва­ния территории;

-        взаимного пересечения с границами элементарных морфодинамических еди­ниц (в понимании Ласточкина [2]), составляющих основу ландшафтной организации территории.

 

Рис. 1. Опыт выделения элементарных операционных территориальных единиц
(на примере Бахчисарайского района)

 

2. Выделенные локальные природно-хозяйственные системы далее могут интегрироваться в более крупные общности макролокального и микрорегионального уровней.

3. Объекты микролокального уровня, детализирующие состав и особенности функционирования (параметры отдельных технических сооружений предприятия, лесные выделы и т.д.) относятся к атрибутам локальных ПХТС, определяя структуру их баз данных.

Такой поход позволяет рассматривать микролокальные и локальные ОТЕ не только как элементарные единицы для “проведения интегральной оценки состояния управляемых объектов, уровня антропогенной нагрузки, оценки природно-ресурсоного потенциала” [1, с. 97], но и как элементарные объекты природно-ресурсной базы данных района (ПРБД).

Создание и использование ПРБД как единого информационного базиса для решения спектра ресурсно-хозяйственных и эколого-экономических задач позволяет перейти на новый, более качественный уровень получения и обработки информации о состоянии территории, а также перейти на новый уровень управления территорией в целом.

ПРБД можно рассматривать как систему сбора, обработки, анализа и хранения данных о природных системах и производствах, экономических и трудовых ресурсах, социо-культурной среде территории.

Основные функции ПРБД заключаются в следующем [1]:

-             интеграция всех видов информационных ресурсов (атрибутивные базы данных, карты, космоснимки, схемы, фотографии и т.д.), необходимых для обеспечения органов управления районом;

-             сбор, хранение и предоставление информации о структуре и состоянии субъектов управления, объектов управления, основных типах алгоритмов обработки данных и принимаемых управленческих решений;

-             поддержка методически единой системы введения и накопления информа­ции;

-             обеспечение единой системы классификации и кодирования объектов и субъектов управления, а также их атрибутов;

-             организация хранения накопленных данных на основе различных типов технических средств и магнитных носителей, стыкующихся между собой;

-             актуализация данных, необходимых для анализа и оценки текущего состоя­ния объектов и субъектов управления;

-             обеспечение доступа всех пользователей ко всем видам информации, в соответствии с их уровнем и приоритетом;

Bluetooth

Похожие статьи
01.08.2019
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Смена политических и экономических условий, рост антропогенной нагрузки, осложнение социальной ситуации выдвигают ряд новых требований к природоохранной деятельности, основы оптимизации которой должны заключатся в обеспечении условий для саморегу..