0 грн.
Оформить заказКАРТОГРАФИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ
Административный район в
иерархии системы территориального управления (государство – местные органы
управления) практически находится на нижнем уровне (самую низкую ступень
занимают поселковые, сельские советы), и является целостным, самостоятельным в
административно-правовом отношении образованием. Экономико-социальное развитие
района определяется как географическим положением, климатическими условиями,
природно-ресурсным потенциалом, так и производственно-технологической и
социально-демографической структурой района.
Именно на уровне района
принимаются основные решения по изменению структуры и функционирования
природно-хозяйственных территориальных систем (выбор, изъятие, приватизация и
представления земель; управление транспортными, телекоммуникационными сетями и
инфраструктурой района; учет и организация использования лесных, водных, земельных
ресурсов и др.)
Анализ, проведенный в рамках
работы по инвентаризации информационно-кадастровой деятельности Бахчисарайской
государственной районной администрации [4], показал, что более 30%
задач по управлению территорией района требуют картографической визуализации и
использования современных географических информационных технологий. Это
следующие типы задач:
-
кадастр инженерных коммуникаций;
-
кадастр природных ресурсов;
-
земельный кадастр;
-
градостроительный кадастр;
-
прогноз чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического
характера;
-
управление объектами недвижимости и т.д.
Картографическое обеспечение
системы управления административным районом состоит из двух основных
информационных базисов: 1) топогеодезическая основа масштабов
1:100 000, 1:50
000 (для района в целом) и 1:25 000, 1:10 000 (для внутрихозяйственных
объектов); 2) тематические карты, для решения отраслевых задач по
управлению территорией.
Топографические карты
являются исходным базовым элементом для создания тематических карт и имеют
следующие функциональные назначения [5]:
-
детальное изучение и оценка местности;
-
ориентирование на местности;
-
выполнение
проектно-изыскательских работ;
-
обеспечение строительства и реконструкция населенных
пунктов, промышленное, гидроэнергетическое и дорожное строительство;
-
выбор трасс и прокладка трубопроводов, линий связи и
электропередачи;
-
крупномасштабная геологическая съемка и
поисково-разведочные работы;
-
проектирование мелиоративных систем;
-
землеустройство и лесоустройство;
-
определение координат объектов.
Создаются они комбинированным методом по
материалам аэрофотосъемки, дальнейшей наземной съемкой и полевым
дешифрированием.
Анализ топогеодезической
обеспеченности [3] показывает, что для городов, ПГТ, сел и поселков она
достаточно высока. Однако подавляющее большинство планов (около 90%) масштабов
1:2 000 – 1:10 000 с точки зрения существующих нормативных требований устарело.
Слабо обеспечены топографическими картами территории поселковых и сельских
советов, и также территории районов в целом. Данная ситуация отрицательно
сказывается на ходе проведения земельной реформы, так как при реорганизации
сельскохозяйственных предприятий необходимы актуальные планово-картографические
материалы.
В зависимости от
управленческих задач тематические карты можно разделить на карты для:
-
землеустройства и землепользования;
-
градостроительных задач;
-
мелиоративного природопользования и управления
водными ресурсами;
-
сельскохозяйственных целей;
-
организации и развития лесного хозяйства.
Землеустройство
и землепользование
Районный отдел земельных
ресурсов, осуществляя на своей территории управление земельными ресурсами,
использует следующие земельно-кадастровые материалы:
-
планы установления на местности границ
административно-территориальных образований, землевладений и землепользований;
-
схемы землеустройства, схемы технико-экономических
обоснований использования и охраны земель;
-
схемы обоснования установления границ территорий с
особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
-
проекты отведения земельных участков;
-
планы установления в натуре (на местности) границ
земельных участков;
-
проекты землеустройства, обеспечивающие
эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также
разработку мероприятий по охране земель;
-
данные проведения почвенных, геоботанических
исследований и др.
Градостроительство
Градостроительные задачи для
уровня административного района решаются на схемах и планах районной
планировки, являющихся документами стратегического планирования развития
территории района. Районные органы архитектуры и градостроительства для
реализации своих функций также используют дежурные планы населенных пунктов,
архитектурные паспорта зданий и сооружений, правила застройки населенных
пунктов, плановые материалы обоснований по размещению объектов архитектуры.
Мелиоративное
природопользование и управление водными ресурсами
Задачи управления водными
ресурсами требуют достаточно большого количества разномасштабного
картматериала: карты средних многолетних стоков и внутрегодовых распределений,
карты гидрографической сети, карты устойчивости к мелиоративным нагрузкам,
прогнозные карты, карты норм воздействия на геосистемы,
ландшафтно-экологические карты обоснования мелиоративного природопользования,
карты расположения объектов водохозяйственного комплекса и др.
Группа карт для
сельскохозяйственных задач включает в себя не только карты
агропроизводственных групп почв, планов землеустройств сельхозпредприятий,
ландшафтные карты, но и многочисленные карты из смежных отраслей: схемы противоэрозионных
мероприятий, проекты водоохранных зон и мелиорации, водохозяйственные схемы и
т.д.
Разработка проектов организации
и развития лесного хозяйства предусматривает создание планов
лесонасаждений лесничеств с поквартальными ведомостями подсчетов площадей и
общих запасов, а также с таксационным описанием лесохозяйственных выделов;
планов противопожарных мероприятий и т.д.
Анализ спектра
картографических материалов, используемых в решении задач по управлению
территорией административного района, позволяет сделать вывод не только о
необходимости приведения всех данных к единой информационной основе, но и о
необходимости выделения и классификации таких территориальных единиц,
комбинация которых позволила бы решать управленческие задачи в зависимости от
их типа.
Такой подход обусловлен, с
одной стороны, стремительным ростом средств и возможностей современных
информационных технологий (мощные программные продукты по обработке и
пространственному анализу данных космических и наземных измерений, глобальные
мировые сети, средства мультимедиа и т.д.); новыми способами и возможностями
получения актуализированной картографической информации (данные дистанционного
зондирования, космические снимки, данные GPS-приемников и др.).
С другой стороны, с децентрализацией
управления и последовательным обретением регионами самостоятельности, чему
способствовало принятие Конституции Украины, Законов Украины “О местных
государственных администрациях” и “О местном самоуправлении”, существенное
изменение претерпели и функции органов власти на уровне района. В советский
период координационная и реже управляющая (организация использования) функция
руководящих органов административных районов касалась лишь некоторых и в
основном обеспечивающих частей функционирования и развития экономики (трудовые
ресурсы, социально-культурное строительство, обслуживание населения). Вопросы
же распределения материальных и финансовых благ, кооперации производства
продукции между отраслями народного хозяйства находилось в компетенции центральных
органов.
Сегодня вопросы
социально-экономического развития, бюджета и финансов, управления имуществом,
приватизации, реструктуризации сельскохозяйственного производства, управления
природно-ресурсным потенциалом территории и другие относятся к компетенции
райгосадминистрации. Все это заставляет местное руководство искать новые
способы и средства управления территорией.
На эти факторы накладывается
проблема дублирования работ при создании исходного картографического материала
(каждое ведомство стремится иметь свой картматериал) и слабая межведомственная
интеграция уже полученных данных.
С нашей точки зрения, одним
из путей решения поставленной проблемы может быть создание картографической
мозаики природно-хозяйственных территориальных систем, покрывающих всю
территорию района и организационно поддерживаемых пространственной
природно-хозяйственной базой данных, функционирующей на основе
геоинформационных систем.
Концепция
природно-хозяйственных территориальных систем (ПХТС) предложена
Г.И. Швебсом.
По его мнению, главные признаки ПТХС “определяются исходной структурой
природно-территориальных комплексов и типов функционирования вновь созданных
хозяйственных объектов (техногенной сферы)” [6]. ПХТС рассматриваются им как
операционные единицы управления территорией, “как форма существования
географической среды в ее целостности и конкретности, которая представлена
специфическим составом, территориальной организацией и способом обмена
веществ”. В число основных принципов выделения ПХТС “кроме морфологического,
генетического и динамического” включается “управленческий, направленный на
оптимизацию природопользования с целью получения максимального экономического
и экологического эффектов…”. Именно в ПХТС происходит формирование “потоков и
энергии хозяйственного “происхождения”, которые по своей интенсивности сопоставимы
с естественным фоном”.
Для локального уровня Швебс
выделяет следующие единицы – природо-хозяйственный контур (ПХ-контур) как
элементарную часть системы, примерно однородную по естественному строению,
технологии использования ресурсов и природно-хозяйственному функциониро–ванию,
и природно-хозяйственный массив (ПХ-массив) как примерно однородную группу ПХ
контуров, образующих технологически единую систему в пределах урочищ, близких
по строению и функционированию. Примеры ПХ-контура – земельный участок,
лесохозяйствен–ный квартал, орошаемое поле и т.д. Примеры ПХ-массива – поле
севооборота, орошаемый массив, лесохозяйственное урочище и т.д.
Выделение ПХТС выполняется на основе двух
системообразующих факторов: ландшафтной организации территории и функциональном
типе ее использования. Так, на примере сельскохозяйственного предприятия
Чистенского поссовета Симферопольского района была получена сетка
элементарных операционных территориальных единиц (ОТЕ) – элементарных частей
однородных в генетическом, морфологическом и динамическом строении (урочищ) и
элементарных типов использования территории (земельных участков, полей,
контуров застройки населенного пункта) и т.д.
Опыт выделения подобных ОТЕ
получен и для территории Бахчисарайского района
(рис. 1). Здесь необходимо отметить, что ОТЕ имеют такую особенность, как
иерархический характер организации, выражающийся в наличии
пространственно-временных уровней с учетом ведомственной организации информации и
административно-территориального устройства. Так,
на территории
сельхозпредприятия выделяется микролокальный уровень, а на территории
района – локальный, что соответствует ПХ-контуру и ПХ-массиву.
1. Карпенко С.А. представляет процедуру
выделения ОТЕ через ряд последовательных этапов [1]:
В пределах административного
района выделяются полностью покрывающие ее территорию различные типы локальных
природно-хозяйственных территориальных систем, вычленяемых на основе:
-
приуроченности к
элементарным природно-хозяйственным контурам, представляющим функционально
целостные и самодостаточные ячейки типов использования территории;
-
взаимного
пересечения с границами элементарных морфодинамических единиц (в понимании
Ласточкина [2]), составляющих основу ландшафтной организации территории.
Рис. 1. Опыт выделения элементарных операционных территориальных единиц
(на примере Бахчисарайского района)
2. Выделенные локальные
природно-хозяйственные системы далее могут интегрироваться в более крупные
общности макролокального и микрорегионального уровней.
3. Объекты микролокального
уровня, детализирующие состав и особенности функционирования (параметры
отдельных технических сооружений предприятия, лесные выделы и т.д.) относятся к
атрибутам локальных ПХТС, определяя структуру их баз данных”.
Такой поход
позволяет рассматривать микролокальные и локальные ОТЕ не только как
элементарные единицы для “проведения интегральной оценки состояния управляемых
объектов, уровня антропогенной нагрузки, оценки природно-ресурсоного
потенциала” [1, с. 97], но и как элементарные объекты природно-ресурсной базы
данных района (ПРБД).
Создание и
использование ПРБД как единого информационного базиса для решения спектра
ресурсно-хозяйственных и эколого-экономических задач позволяет перейти на
новый, более качественный уровень получения и обработки информации о состоянии
территории, а также перейти на новый уровень управления территорией в целом.
ПРБД можно
рассматривать как систему сбора, обработки, анализа и хранения данных о
природных системах и производствах, экономических и трудовых ресурсах,
социо-культурной среде территории.
Основные функции
ПРБД заключаются в следующем [1]:
-
интеграция всех видов информационных ресурсов (атрибутивные базы
данных, карты, космоснимки, схемы, фотографии и т.д.), необходимых для
обеспечения органов управления районом;
-
сбор, хранение и предоставление информации о структуре и состоянии
субъектов управления, объектов управления, основных типах алгоритмов обработки
данных и принимаемых управленческих решений;
-
поддержка методически единой системы введения и накопления информации;
-
обеспечение единой системы классификации и кодирования объектов и
субъектов управления, а также их атрибутов;
-
организация хранения накопленных данных на основе различных типов
технических средств и магнитных носителей, стыкующихся между собой;
-
актуализация данных, необходимых для анализа и оценки текущего состояния
объектов и субъектов управления;
-
обеспечение доступа всех пользователей ко всем видам информации, в соответствии
с их уровнем и приоритетом;