0
0
0

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


Е.Е. Вацет


Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Смена политических и экономических условий, рост антропогенной нагрузки, осложнение социальной ситуации выдвигают ряд новых требований к природоохранной деятельности, основы оптимизации которой должны заключатся в обеспечении условий для саморегуляции природных систем при минимальном управлении со стороны человека. Учитывая данные тенденции развития общества, сегодня должна быть сформирована новая природоохранная сеть, преодолевающая различия национальных систем территориальной охраны природы. На этом принципе сформулированы основные положения новой природоохранной системы – экологической сети (ЭС). Суть экологической сети состоит в обеспечении экологической стабильности всей территории региона с максимальной эффективностью путем поддержания гибкой системы дифференцированного природопользования.

Формирование национальных и региональных экологических сетей является этапом реализации Панъевропейской экологической сети (ПЕЭС) – одного из основных направлений Общеевропейской стратегии биологического и ландшафтного разнообразия, принятой министрами из 54 стран региона Европейской экономической комиссии ООН 25 октября 1995 г. ПЕЭС – общепризнанная форма природоохранного инструмента, утвержденная на общеевропейском уровне как основа устойчивого развития регионов Европы, призвана обеспечить высокий природоохранный статус для экосистем, местообитаний, видовых популяций и ландшафтов панъевропейского значения.

ПЕЭС стратегия вобрала в себя различные международные документы по охране биологического и ландшафтного разнообразия. Выработав общеевропейский подход к созданию единой природоохранной сети, ПЕЭС предоставила методическую основу для реализации экологический сетей межгосударственного и национального уровня. И этот процесс реализуется через принятия программ, стратегий различных стран на разных уровнях.

 Территория Европы не однородна в природоохранном потенциале, различия представлены в специфике природоохранных систем, уровне антропогенной нагрузки и преобразованности территории, социально-экономических и правовых условиях реализации природоохранных программ. По данным аспектам Европу можно разделить на три части: Западную, Восточную и Северную.

Антропогенная преобразованность максимальна на территории западной части Европы; система особо охраняемых территорий в основном представлена восстановленными и культурными ландшафтами, доля естественных ландшафтов незначительна; при этом уровень подготовленности социально-экономической и правовой систем достаточно высок.

Страны Восточной Европы располагают бóльшими площадями естественных ландшафтов, однако система особо охраняемых природных территорий не в полной мере реализует цели, поставленные ПЕЭС, социально-экономическая и правовая системы менее адаптированы к стратегии.

Страны Скандинавии и северо-западной части России включены в отдельную группу благодаря сохранности значительных площадей естественных (бореальных) лесов. Сохранение девственных лесов данного района включено в пятерку наиболее приоритетных природоохранных действий общеевропейского масштаба.

В рамках конвенции, подписанной Украиной в 1995 г., в 2000 г. был предложен проект ЭС на национальном уровне. Закон “О общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 20002015 гг.” трактует экологическую сеть как единую территориальную систему, включающую участки природных ландшафтов, подлежа–щих охране, а также территории ПЗФ, курортные лечебно-оздоровительные, рекреационные, водоохранные, полезащитные территории (Закон, 2000). Основная цель программы – увеличение площади земель с природными ландшафтами, достаточной для сохранения их разнообразия, поддержание их природного состояния, обеспечения возможности естественных путей миграции видов растений и животных. При этом ЭС должна отвечать требованиям ПЕЭС. Природные ландшафты сохранились на 40% земель Украины. Процент земель, имеющих формальный статус охраны, должен увеличиться с 4% (2000 г.) до 10% к 2015 г. Одним из этапов реализации национальной ЭС является формирование региональных ЭС.

В период изменения структуры земельного фонда, связанной с такими процессами как ликвидация государственной монополии на землю, переход к многообразию форм земельной собственности, захват новых целинных земель, заброс малопродуктивных земель, распаевание земли, возникает необходимость создания государственной программы территориального планирования на региональном уровне.

Анализ существующей системы особо охраняемых территорий Крыма выявил недостатки, характерные для большинства районов Украины: площадь объектов ПЗФ недостаточна для поддержания биологического разнообразия, элементы представляют не все ландшафтные зоны региона, в большинстве составляют фрагментарные, не связанные между собой объекты, не обеспечивается в полной мере режим охраны.

При оптимизации существующей системы особо охраняемых территорий и проектировании ЭС необходимо руководствоваться следующими принципами:

-        степень сохранности;

-        степень пригодности земель для хозяйственного использования;

-        принцип уникальности;

-        принцип историчности;

-        принцип репрезентативности.

 Степень сохранности – один из важнейших критериев включения территории в ЭС, определяемый интенсивностью, временем воздействия и устойчивостью ландшафта. Принцип уникальности должен определить набор участков сильнопреобразованных, имеющих низкий потенциал восстановления, но представляющих ценность по определенным причинам.

Картирование территорий, потенциальных для включения в ЭС, с учетом выше-перечисленных принципов является одним из условий формирования не только ЭС, но и оптимизации природопользования Крымского региона в целом. Эффективным инструментом получения любой пространственной информации является геоинформациные системы. В нашем случае в качестве программного средства был выбран пакет
ArcGIS. На основе космической информации, цифровых электронных карт, схем зем-лепользования субъектов природопользования была получена послойная информация о различных категориях использования земель.

Надпись:  
Рис.1. Результаты дешифрирования космоснимка
в районе степного Крыма
Анализ территориаль–ной структуры земле–пользования Крыма позволил выделить схе–му расположения по–тенциальных элемен–тов ЭС – ареалов, на территории которых антропогенная преобра–зованность не значи–тельна, т.е. их состоя–ние приближено к естественному. В эту категорию вошли земли ПЗФ, земли запаса, неудобья, пастбища, военные полигоны, ре–сурсоохранные земли, земли гослесфонда, промысловоохотничьи угодья, водные объекты.
В зависимости от потен-циала восстановления, определяемого время-, трудо- и энергозатратами, определенная часть участков исключается из проекта, т.к. в реальности выше перечисленные категории земли испытывают на себе различную антропогенную нагрузку и находятся на разных стадиях деградации и демутации.

Определение малопродуктивных земель велось с учетом следу­ю­щих показателей: оце­ноч­­­­ная продуктив­ность; оценочные затраты; под­­­­­­­­­­­­вер­­­­жен­ность нега­тив­­­­ным процессам при­родного и антропо­ген­­ного характера.

Анализ терри­то­рии с позиции раз­лич­ных областей естест­воз­нания выявил уникаль­ные участки, обеспече­ние сохранности кото­рых является приоритетным.

В результате поэтапных исследований была выявлена пространственная структура проекта ЭС. Пространственная визуализация потенциальных участков позволила выделить функциональные элементы ЭС. Экоцентры, при удовлетворении всех предъявляемых требований к данным функциональным категориям, планируется разметить в местах скопления малопреобразованных участков значительной площади, биокоридоры – на участках, имеющих линейное простирание. Дальнейшее обоснование проекта ЭС сопровождалось составлением базы данных, содержащей морфометрические параметры, административную принадлежность, описание природных компонентов, анализом негативных процессов, определением социально-экономической значимости.

В качестве результирующего этапа должен быть определен режим функционирования, правовое обеспечение и экономическая состоятельность системы в целом.

 

О. Вацет

КАРТОГРАФІЧНА ОСНОВА ПРОЕКТУВАННЯ ЕКОЛОГІЧНОЇ
МЕРЕЖІ НА РЕГІОНАЛЬНОМУ РІВНІ

Автор аналізує європейські тенденції у створенні екологічної мережі та базу її створення в Україні. Наведений алгоритм формування екологічної мережі на регіональному рівні.

O. Vatset

CARTOGRAPHIC BASIS OF DESIGNING OF ECOLOGICAL

NETWORK ON REGIONAL LEVEL

The author analyses the European tendencies of the ecological network creation and background of its creation in Ukraine. The algorithm for forming the ecological network on the regional level is given

Похожие статьи
01.08.2019
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРА-ТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРА-ТИВНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАЙОНОМ
Административный район в иерархии системы территориального управления (государство – местные органы управления) практически находится на нижнем уровне (самую низкую ступень занимают поселковые, сельские советы), и является целостным, самостоятельн..